Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпосылки для образования государства у восточных славян складывались несколько столетий. В IX в. большое значение для славян стала играть торговля, через их земли по реке Неве, Ладожскому озеру и Днепру, проходил торговый путь "из варяг в греки". Он соединял море Варяжское (Балтийское), с морем Русским(Черным), конечным пунктом была Византия.
Среди славян появились люди, которые покупали товары у своих и продавали их в Византии, Хазарии и даже Багдад. Таких людей называли купцами, на этом торговом пути были поселения, куда охотники и те, кто собирают мед привозили свою добычу, для продажи купцам. Эти поселения постепенно превратились в города. У полян Киев, у северян Чернигов, у кривичей Смоленск и Полоцк, Любич у радимичей, Новгород у ильменский славен, но и др.
Постепенно города расширялись и туда приезжали люди из разных племен, в городе было не важно из какого ты племени. Здесь люди становились, ремесленниками, торговцами или дружинниками. Нужны были новые общие правила и орган власти, который будет решать проблемы людей.
В 879 г. в Новгороде умер Рюрик и княжить стал его родственник Олег. В 882 г. он собрал большое войско и пошёл на Юг, там он победил кривичей. Потом хитростью выманил из Киева, Аскольда и Дира и убил их. Киев он объявил матерью городов русских и столицей своих земель. Потом Олег разгромил древлян и победил хазар и освободил от их зависимости северян и радимичей.
В результате объединения двух центров Новгорода и Киева, образовалось государство Русь или Киевская Русь. На Руси был великий киевский князь, все признавшие его власть заключали с ним договоры и платили дань разными продуктами. Князь сам объезжал владения и собирал их. Это называлось полюдьем. Так же в случае войны племена были обязаны собрать ополчение, в котором руководил воевода, второе лицо после князя.
Вопрос появления и развития государственности на Руси является актуальным во все времена. Именно на эту тему написано и опубликовано огромное количество научных трудов. Хотя вопросов, на которых дать ответы еще много, например, определить точную дату появления государственности на территории России невозможно. Мнения ученых здесь разделились, но большинство считают, что объединение произошло в IX веке, а вот на тему как это произошло, до сих пор ведутся активные споры.
Основными факторами способствующему данному процессу является:
• более совершенное развитие ремесла, складывания торговых отношений;
• укрепление внутренних связей в обществе;
• складывания внешних торговых связей.
Признаками образования государственности были:
• разрушение родовой общины и переход либо к соседской, либо к территориальной;
• появление властвующих и подчиняющихся лиц, становления аппарата власти;
• появление четкой налоговой системы.
Актуальными остаются вопросы зарождения древнерусского государства в IX-XIII веках. В данной работе представлены мнения наиболее видных последователей и противников каждой из теорий. Однако однозначной информации по данному вопросу пока не получено, поэтому описание многих исторических периодов основано на предположениях о возможном ходе событий.
Объект исследования - древнерусское государство.
Предметом исследования является становление древнерусского государства.
Целью работы является изучение современных теорий происхождения государственности на Руси.
Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
1) определить понятие государство;
2) рассмотреть причины возникновения государства в древней Руси
3) изучить суть норманнской, антинорманнской теорий происхождения Древнерусского государства;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, четырех параграфов, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ
1.1 К вопросу о происхождении термина «государство»
В дореволюционный период государство определялось по-разному. Однако долгое время большинство ученых-правоведов придерживалась позиции, согласно которому любое государство характеризовалось наличием трех признаков, атрибутов: власти, населения и территории. В частности, известный русский правовед Ф.В. Тарановский определяя государство как союз людей, живущих на определенной территории и подчиненных единой политической власти, утверждает, что у государства три конститутивных элемента: «территория, государственная власть и население» [4]. Хотелось бы заметить, что эти же самые элементы выделялись и другими правоведами, и мыслителями, которые могли принадлежать к различным концепциям юридической науки. Так, Е.Н. Трубецкой, определяет государство как союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» [4 Однако не вовсе не значит, что все ученые, мыслители придерживались приведенной позиции. Достаточно привести утверждения известного философа и правоведа И.А. Ильина. «Государство есть положительно-правовая форма родины», «духовное единство людей» [4]. Очевидно, что понимание государства может быть разным.
В Советский период отношение к государству несколько изменилось. Если проанализировать труды энциклопедического характера, которые составлялись известными научными коллективами и издавались крупнейшими академическими институтами, то можно отметить, что в период функционирования социалистической государственности в нашей стране, можно заключить, что преобладало понимание государство как института политической системы. Ф.А. Бурлацкий писал, что государство – это основной институт политической системы классового общества, осуществляющее управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.[4].
Очевидно, указанный подход «зародился» в недрах марксистского учения. В этом учении на первом место, конечно же, была классовая природа государства, о которой речь пойдет чуть ниже. В нашем случае хотели бы еще раз обратить внимание на родовое понятие «институт политической системы». Аналогичный подход виден и в юридической науке. В юридическом энциклопедическом словаре указывалось: «государство – основной институт политической системы классового общества; осуществляет управление обществом, а в классово-антагонистических обществах используется для подавления классовых противников экономически господствующего класса» [4]. Эти определения почти идентичны; различия в редакции слов. Даже поверхностное прочтение этих работ позволяют заключить, что в определении государства доминировал политико-философский подход, основанный на марксистском учении, а в содержании теории государства преобладал правовой подход, поскольку в обоих работах содержится много юридического – форма государства, его функции и др. Для убедительности приведем еще одно определение. В философской энциклопедии государство определялось как политическую организацию господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников» [4].
Такое отношение к государству особенно в 70-90-х гг. прошлого века предопределялось несколькими обстоятельствами, в числе которых ведущей ролью КПСС в государстве и стране. Как известно, она являлась руководящей и направляющей силой советского общества и составляла ядро политической системы. Следовательно, определяя государство как институт политической системы, советские ученые и общественные деятели фактически «оставляли» место и для партии, которая и управляла государством. Можно вспомнить и такой интересный момент, как развитие государства преимущественно по программным документам КПСС. Другим важным обстоятельством можно признать и «отсутствие перспективы» государства при приближении к коммунистическому обществу. Одним из центральных элементов марксистского учения о государстве являлась идея об отмирании государства как политического института. В то же время никто не говорил о таком участи партии. По крайней мере, официально об этом не высказывались. Помимо КПСС в политическую систему входили и иные организации, в числе которых ВЛКСМ (комсомольская организация), профсоюзы. Колорит этих организации мог раскрыть понятие «политическая система». Указанный подход сохранился и в нынешнее время в политологической литературе. В какой-то степени это можно объяснить тем, что современные политология и социология, а также их кафедры в вузах пришли на смену такой дисциплины, как «научный коммунизм». Так, в энциклопедическом словаре «Политология» дается следующее определение государства: «основной институт политической системы общества, организующей, направляющей и контролирующей совместную деятельность в отношении людей, общественных групп, классов и ассоциации» [4]. В определении сохранено родовое понятие – «политическая система», хотя в остальном (цели, сущность государства и др.) не совпадают с марксистским учением о государстве.
С приведенным подходом, разумеется, не все согласны. Противником такого подхода можно признать известного представителя нормативизма Ганса Кельзена. «Государство обычно называют политической организацией. Но этим выражают только то, что государство есть правопорядок принуждения» [4]. Претензии к марксистскому учению о государстве могут быть весьма основательные, в частности, к его узкому подходу о сущности государства. Однако определение государства как политическую организацию может обосновано и с других позиции. Безусловно, государство, прежде всего, это носитель политической власти и это может быть признан первейшей чертой государства. Этим самым хочу подчеркнуть, что главное в государстве – это публичная власть; именно при помощи этого средства и разрешаются интересы больших групп населения или общества в целом. Сводить политический характер государства к только лишь принуждению, на наш взгляд, это означает неоправданно сужать смысл и содержание как политики в целом, так и публичности в частности.
Помимо марксистского, который может быть отнесен к более обобщенным видам подходов (частично к социологическим), существуют и другие, устоявшие в философской и научной литературах.
Выводы: государство понимается по-разному, отсутствует общепризнанное определение и понятие государства и его сущности. Существуют множество подходов к понятию и определению государства, которые отталкиваются от различных философских и социологических подходов. Предприняты попытки разработать и «чисто» правовой подход к определению государства. На мой взгляд, стройные и логичные учения о государстве еще впереди.
1.2 К вопросу о возникновении древнерусской государственности
Древнерусское государство – это важнейший этап истории российской государственности и правовой системы. В этот период зародились сохранившие свое значение и функционировавшие на протяжении последующих столетий в русском феодальном обществе институты государственной власти.
Данная тема широко освещена в литературе. Значительный вклад в изучение древнерусского государства и права внесли М.В. Ломоносов, И.Д. Беляев, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.О. Ключевский и др. При многосторонней разработке данной темы еще существуют дискуссионные вопросы и возможности ее изучения. Кроме того, на сегодняшний день еще не достигнуто единое мнение по многим вопросам.
Практическая значимость научной статьи состоит в том, что изложенный материал, выводы и обобщения способствуют пониманию особенностей возникновения и развития политического, общественного устройства и права нашего государства, уважительному отношению к историческому прошлому своей страны, объективности исторических представлений о Древнерусском государстве, а, в конечном счете, все это способствует также развитию патриотизма.
Образование Древнерусского государства связывают с первым упоминанием русов в летописи 856 г., призванием Рюрика на княжение в 862 г. и объединением в 882 г. князем Олегом двух изначальных центров древнерусской государственности – Новгорода и Киева. Стоит заметить, что эти даты условные, и более корректно говорить о второй половине IX в. как о времени возникновения Древнерусского государства, так как это длительный процесс [7. С. 22].
Можно выделить следующие основные предпосылки образования государства на Руси: объединение племен для противостояния соседям, разложение родового строя, общественное расслоение (появление родовой знати, ремесленников, купцов и дружинников), развитие городов [1. С. 34].
На данной территории присутствовали следующие признаки государства:
1) наличие территории, границ;
2) наличие публичной власти (государственных органов);
3) наличие вооруженных сил для обеспечения целостности границ;
4) нормативные источники (источники права);
5) наличие системы налогообложения;
6) суверенитет.
Перечисленные признаки являлись условиями для возникновения Древнерусского государства [6. С. 54].
После смерти Мстислава Великого в 1132 г. Древнерусское государство разделилось на независимые княжества из-за слабой управляемости огромной территории, роста экономической независимости регионов, укрепления аристократии, ориентировавшейся на местную княжескую династию.
А.А. Горский в очерке «Земли и волости» изучил территориально-политические термины древнерусских источников XI-XIII вв. и пришел к выводу о том, что понятия «земля» и «волость» появились во время зарождения и развития государственного устройства восточных славян. Первое понятие обозначало Русь как независимое государство, а второе означало его составную часть. Автор считает, что это свидетельствует о распаде Древнерусского государства в XII в., именно тогда прежние волости стали называть землями [2. С. 117].
Таким образом, следует рассматривать Древнерусское государство в период со второй половины IX в. по вторую половину XII в.
Также важен вопрос о влиянии других народов на возникновение Древнерусского государства. Существуют следующие основные теории:
1) норманнская (варяжская) теория. Сторонники утверждают, что первые зачатки государственности были занесены только норманнами. Впервые научно оформил теорию Г.З. Байер, затем А.Л. Шлецер предположил, что славяне узнали о государственности только после прихода скандинавов, полностью основавших Древнерусское государство [9. С. 18];
2) славянская (антинорманнская) теория. Сторонники считают, что норманны незначительно повлияли на развитие Древнерусского государства. Как писал М.В. Ломоносов, Рюрик был родом из полабских славян, с которыми князья ильменских словен имели династические связи, именно поэтому его пригласили на княжение [5. С. 37];
3) ирано-славянская теория. Сторонники предполагают существование двух видов русов: русы-ободриты (прибалтийские племена) и русы (жители Причерноморья). Ильменские племена пригласили русов-ободритов, в результате чего появилось государственное объединение, получившие название Русь, что в переводе и есть сближение русов. На иранское происхождение в форме «рус» указывали А.И. Рогов и Б.Н. Флоря [8. С. 44];
4) кельто-славянская теория. Сторонниками вмешательство норманнов не отрицается, однако призвание варягов оспаривается, предполагается, что жители Новгорода обратились за поддержкой к варягам славянского происхождения, а название Русы имеет кельтские корни [8. С. 52];
5) компромиссная (славянско-варяжская) теория. Эта теория пыталась связать мнения норманнистов и антинорманистов. Основоположник – В.О. Ключевский, предположивший, что на территории Руси в IX веке были «городовые области» – торговые места, управлявшиеся укрепленным городом, и норманнские образования — варяжские княжества. В определенный момент округа и княжества соединились, и отсюда появилось единое княжество [3. С. 134];
6) индоиранская теория. Сторонники считают, что название «рос» имеет ирано-язычные корни, что предположил О.Н. Трубачев [4. С. 31];
7) центристская теория. По мнению сторонников, возникновение Древнерусского государства произошло в результате внутреннего развития общества, из-за необходимости защищать территории от внешних врагов. А.Г. Кузьмин писал, что цивилизация и социально-политическая организация Древней Руси появились в результате смешения традиций различных соседствовавших этносов [4. С. 37].
Таким образом, теории отличаются определением роли варягов и степени их влияния на возникновение Древнерусского государства и происхождения русов и варягов.
Подводя итоги, следует отметить, что хронологические рамки Древнерусского государства ограничиваются периодом со второй половины IX в. по вторую половину XII в., от объединения изначальных центров древнерусской государственности – Новгорода и Киева до начала феодальной раздробленности.
Проанализировав источники и литературу, можно сделать вывод о том, что возникновение государства у восточнославянских племен до сих пор является дискуссионным вопросом. Теории отличаются определением происхождения варягов и степени их влияния на возникновение Древнерусского государства.
Проанализировав источники и литературу, можно утверждать, что представления о Древней Руси IX-XII вв. прошли путь от платящих дань другим государствам союзов племен восточных славян до одной из крупнейших средневековых держав. Изменения постоянно добавлялись, но довольно медленно влияли на восприятие в целом, часто они зависели от действий Древнерусского государства по отношению к окружающим соседям.